Форум

Продажа квартир в Воронеже

+7 (473) 240-74-62
+7 (473) 202-11-60
пн-пт: с 10 до 18
показ квартир
ежедневно
Главная » Пресс-центр » Публикации » Итоги кризиса мы будем подводить еще не скоро

Итоги кризиса мы будем подводить еще не скоро

24.10.2016

Михаил Комаров
Учредитель компании «Эльтаро»
(Подготовлено для Империи Н, октябрь, 2016 г.)


Считается, что причины кризиса в сфере недвижимости и строительства лежат за её пределами. Соответственно, и механизмы выхода из кризиса преимущественно зависят от внешних факторов и обстоятельств. Согласны ли Вы с этим? Столкнулись бы мы с кризисом, если бы не события 2014-2015 гг.?

Выскажу исключительно свое личное мнение: любой кризис в сфере недвижимости, равно как и в любой сфере дорогостоящих покупок (автомобили, предметы роскоши, выездной туризм), прямо зависит не только текущего уровня дохода граждан, но и от средне срочных ожиданий. Колебания валютных курсов, заморозки пенсионных накоплений, военные действия и нагнетаемая атмосфера «осажденной крепости» вызывают вполне обоснованные страхи. Денежных, особенно рублевых, накоплений у населения еще вполне достаточно, однако люди резко сокращают свои расходы.

Наученные горьким опытом даже самые патриотично настроение граждане, в первую очередь, стараются создать и сохранить денежную подушку безопасности. Это резко снижает спрос на низколиквидные активы – в первую очередь на недвижимость. А по цепочке снижается спрос, снижается количество высокооплачиваемых рабочих мест в строительной, банковской и во всех прочих сферах экономики.

Резкое снижение внешних инвестиций – безусловно, серьезный тормоз для развития экономики. Падающие в цене нефть и рубль – это самое страшное. Наоборот, дешевый рубль должен был бы стимулировать внешнее влияние на развитие экономики (что отмечалось в период 1998-1999 гг.) Но по причине санкций и не слишком дружественной политики к внешним инвесторам этого не происходит. Если честно, в ближайшей перспективе выход из этой ситуации мне кажется сложным и очень трудоемким.

В предыдущих материалах на эту тему мы с вами говорили о том, что покупатель стал самым главным дефицитом в отрасли. Что произойдет в ближайшее время с этим новым типом покупателя – разборчивым, каприз-ным, привыкшим к уступкам?...
Читать статью полностью

Все статьи М.Комарова